В данном словаре содержится ряд терминов, не объяснённых в «Легкомысленном словарике» из /1/. Определения даны хотя и без шуток, но не вполне формально.
Термин |
Определение |
Абстрактный |
лишенный конкретности, «оторванный от реальности». |
Алгоритмический язык |
искусственный язык, предназначенный для описания деятельности в информатике. |
Икона |
оператор визуального языка (изображение и текст, вместе описывающие какое-то действие). |
Литеральный |
буквенный. |
Литеральный алгоритм |
алгоритм, в котором содержание (текст) каждого оператора заменено буквой (одинаковому тексту соответствуют одинаковые буквы, разному – различные). |
Мозговая проверка |
выполняемая усилиями человека. |
Эквивалентный |
предназначенный для того же (приводящий к такому же результату). Эквивалентность двух процессов означает одинаковость того, ЧТО получается при их выполнении. |
Равносильный |
точно такой же (действующий таким же образом). Равносильность двух процессов означает одинаковость того, КАК протекает их выполнение. |
Исполнитель |
субъект, который должен решать некоторые задачи (человек или машина, в т.ч. информатическая). Исполнитель характеризуется множеством действий, которые он способен выполнять (называемых еще предписаниями). Для формализации знаний (например, алгоритмизации) это множество д.б. конечным, а каждое действие (предписание) внутри него чётко определенным. |
Язык программирования |
искусственный язык, предназначенный для общения с искусственным исполнителем алгоритмов (информатической машиной). Словарный запас такого языка составляет множество предписаний. Для машинного языка это множество состоит из команд конкретной информашины, для языка высокого уровня – из машинно-независимых (но формальных) действий. |
Константа |
величина, которая должна оставаться постоянной при выполнении процедуры, программы. |
Переменная |
величина, которая может изменяться в процессе выполнения процедуры, программы (но не обязательно изменится при конкретном выполнении). |
Операция (команда) |
элементарное, т.е. наиболее простое (неделимое далее) действие данного исполнителя. Действие может состоять в выработке исполнителем результата, его сохранении (извлечении) для дальнейшего использования либо в обмене результатом с окружением (другими исполнителями, объектами управления, если они имеются). |
Выражение |
запись, связывающая исходные величины (константы и переменные) с результатными переменными через совокупность действий (операций). Порядок выполнения действий определяется заранее установленным приоритетом; разных языках он может отличаться. |
Оператор |
запись, отражающая содержание какого-то действия (операции) на заданном языке (например, на техноязыке). Оператор может «скрывать за собой» и совокупность более простых действий (операций, команд). |
Функция (в алгоритме) |
последовательность выражений, вычисляемая каждый раз в том же порядке независимо от каких-либо условий; последнее (или другое специально указанное по правилам языка) выражение возвращает значение-результат функции. |
Процедура |
последовательность более простых действий (операторов, выражений), порядок выполнения которых может зависеть от каких-либо условий. |
Программа |
запись какого-то необходимого действия через последовательность более простых действий (процедур, функций, операторов, команд). Программа составляется для определенного исполнителя и содержит только действия, которые может выполнять этот исполнитель. |
Идентификатор |
имя переменной или константы, по которому на неё ссылаются внутри алгоритма. В большинстве языков программирования идентификаторы даются также процедурам и функциям, после чего они становятся эквивалентны уже имеющимся в языке. В цифровой информатической машине идентификатору соответствует начальный адрес обозначаемого объекта. |
В начало страницы | Оглавление | Главная | Версия для печати
Copyright © Жаринов В.Н.