Д Р А К О Н О Г Р А Ф И К А

Маршрутами ДРАКОНа | Необходимые определения | Более строгий словарь

В данном словаре содержится ряд терминов, не объяснённых в «Легкомысленном словарике» из /1/. Определения даны хотя и без шуток, но не вполне формально.

Термин

Определение

Абстрактный

лишенный конкретности, «оторванный от реальности».

Алгоритмический язык

искусственный язык, предназначенный для описания деятельности в информатике.

Икона

оператор визуального языка (изображение и текст, вместе описывающие какое-то действие).

Литеральный

буквенный.

Литеральный алгоритм

алгоритм, в котором содержание (текст) каждого оператора заменено буквой (одинаковому тексту соответствуют одинаковые буквы, разному – различные).

Мозговая проверка

выполняемая усилиями человека.

Эквивалентный

предназначенный для того же (приводящий к такому же результату). Эквивалентность двух процессов означает одинаковость того, ЧТО получается при их выполнении.

Равносильный

точно такой же (действующий таким же образом). Равносильность двух процессов означает одинаковость того, КАК протекает их выполнение.

Исполнитель

субъект, который должен решать некоторые задачи (человек или машина, в т.ч. информатическая). Исполнитель характеризуется множеством действий, которые он способен выполнять (называемых еще предписаниями). Для формализации знаний (например, алгоритмизации) это множество д.б. конечным, а каждое действие (предписание) внутри него чётко определенным.

Язык программирования

искусственный язык, предназначенный для общения с искусственным исполнителем алгоритмов (информатической машиной). Словарный запас такого языка составляет множество предписаний. Для машинного языка это множество состоит из команд конкретной информашины, для языка высокого уровня – из машинно-независимых (но формальных) действий.

Константа

величина, которая должна оставаться постоянной при выполнении процедуры, программы.

Переменная

величина, которая может изменяться в процессе выполнения процедуры, программы (но не обязательно изменится при конкретном выполнении).

Операция (команда)

элементарное, т.е. наиболее простое (неделимое далее) действие данного исполнителя. Действие может состоять в выработке исполнителем результата, его сохранении (извлечении) для дальнейшего использования либо в обмене результатом с окружением (другими исполнителями, объектами управления, если они имеются).

Выражение

запись, связывающая исходные величины (константы и переменные) с результатными переменными через совокупность действий (операций). Порядок выполнения действий определяется заранее установленным приоритетом; разных языках он может отличаться.

Оператор

запись, отражающая содержание какого-то действия (операции) на заданном языке (например, на техноязыке). Оператор может «скрывать за собой» и совокупность более простых действий (операций, команд).

Функция (в алгоритме)

последовательность выражений, вычисляемая каждый раз в том же порядке независимо от каких-либо условий; последнее (или другое специально указанное по правилам языка) выражение возвращает значение-результат функции.

Процедура

последовательность более простых действий (операторов, выражений), порядок выполнения которых может зависеть от каких-либо условий.

Программа

запись какого-то необходимого действия через последовательность более простых действий (процедур, функций, операторов, команд). Программа составляется для определенного исполнителя и содержит только действия, которые может выполнять этот исполнитель.

Идентификатор

имя переменной или константы, по которому на неё ссылаются внутри алгоритма. В большинстве языков программирования идентификаторы даются также процедурам и функциям, после чего они становятся эквивалентны уже имеющимся в языке. В цифровой информатической машине идентификатору соответствует начальный адрес обозначаемого объекта.



В начало страницы | Оглавление | Главная | Версия для печати

Copyright © Жаринов В.Н.

Hosted by uCoz