Маршрутами ДРАКОНа | Основы реализации | Вводные замечания
ДРАКОН, как и любая МФЗ, реализуется как некая информатическая система поддержки «говорения» на техноязыке. Ранее уже говорилось, что эта система м.б. в той или иной степени автоматизированной.
При обсуждении стандарта техноязыка в Разд. 2 мы делали различные предположения о реализации отдельных его операторов (т.е. в фазе эксплуатации визуального алгоритма). Ещё более активно эти вопросы обсуждаются в ДРАКОН-сообществе; мы здесь не будем их касаться, а обсудим реализацию фазы создания/совершенствования визуалов (во многом сказанное будет справедливо и для фазы их утилизации). При этом ограничимся рассмотрением создания системы реализации фазы как процесса системной интеграции, т.е. выбора готовых решений и увязки их в целостную ИСП; будем называть её, как и в Разд.4, дракон-системой. Очевидно, нам придётся столкнуться с наличием целостных ИСП-ДРАКОН, но поддерживающих ТФЗ-ДРАКОН не в полном обьёме; будем называть такие изделия дракон-средами.
Ограничим теперь круг рассматриваемых изделий. С т. зр. области применения нас интересуют прежде всего дракон-системы (среды) не узкоспециализированные, но широкого применения. В плане исполнения рассмотрим инфопрограммные изделия (не требующие специализированной аппаратуры), работающие на платформе ПК ИБМ с массовыми семействами ОС, такими как Windows, LINUX, использующие графический интерфейс оператора (ГИО), поддерживаемый ОС. Также ограничимся некоммерческими изделиями (или изданиями), которые можно применять на платформе, включающей также некоммерческие ОС. И конечно, прежде всего глядя на эксплуатационные качества с т. зр. оператора-пользователя, мы будем иметь в виду, что ему порой придётся исполнять и некоторые функции операторов других категорий (сервиса и администрирования).
Дракон-система (среда) – это инфопрогизделие прежде всего тиражного вида (приложение или пакет). Разработчиком его м.б. чаще всего ИТ-специалист, который может относиться к изделию и как к утилитарному ("для себя", а точнее – для человека с квалификацией программиста или хотя бы системного аналитика); как следствие, оно не обязательно будет удобно для неспециалиста, желающего использовать дракон-среду при формализации профессиональных знаний вне ИТ-сферы.
Пользователь же при выборе среды может руководствоваться различными критериями.
Мы будем использовать систему показателей, сформулированную здесь.
Для надлежащей оценки следует вначале сформулировать назначение системы (в данном случае дракон-среды), структурированное так, как это принято в системотехнике (т.е. на главное и вспомогательное, целевое и функциональное) и определить показатели назначения, а затем степень их достижения. Подобные оценки часто дают сами разработчики.
Можно предварительно определить типовую структуру ИСП (подразделение на отдельные приложения).
Для полной автоматизации создателем техноязыка предложена концепция построения ИСП-ДРАКОН, в основе которой лежат программы дракон-редактор (среда создания) и дракон-диспетчер (среда исполнения). Можно принять её за базовую в отсутствие других обоснованных типовых концепций. Вкратце она состоит в следующем.
Дракон-редактор функционирует на основе правил исчисления икон, введённых в /1, гл. 14-15/. Практически это значит, что все дракон-схемы выводятся из двух аксиом (заготовок примитива и силуэта) на основе алфавита (набора икон) и синтаксиса (заданного как набор тезисов) применением однозначных правил вывода необходимых дракон-схем. Строгое следование правилам означает, что дракон-схема будет синтаксически правильной в маршрутной части. Тогда верификация визуалов сводится к проверке правильности содержания икон (соблюдения правил используемых командного и декларативного языков), т.е. объём работы по доказательству правильности алгоритма сокращается.
Максимальное число веток силуэта в стандартном дракон-редакторе – 16. Этого достаточно, чтобы изобразить силуэт на одном листе, не слишком «тесня» иконы; разумеется, речь идет не о машинописном листе, а о произвольном формате.
Дракон-диспетчер обеспечивает выполнение визуальных алгоритмов в условном или реальном (при использовании версии ДРАКОН-2) времени. Возможно интерпретирующее исполнение визуала (дракон-модели) с отображением хода исполнения пользователю показом движения рабочей точки на дракон-схеме; это наглядно и полезно для целей обучения языку и изучения работы построенного алгоритма.
Для автоматизации гибридного программирования предлагается дракон-конвертор – программа, преобразующая дракон-программу на языке ДРАКОН-Х в исходный текст для системы программирования на языке Х.
Поскольку даже проникшись содержанием данного или других документов, читатель вряд ли сразу побежит приобретать коммерческую дракон-систему, буде такая и появится :)), да и далеко не всегда это нужно, подробнее остановимся на других способах реализации.
В начало страницы | Оглавление | Версия для печати
Copyright © Жаринов В.Н.