Д Р А К О Н О Г Р А Ф И К А

Юмор


Содержание

«Испорченный телефон» информатизации

Притча о том, как Господь Бог языки создавал

Проблема понимания в информатике

Маленький когнитивно-эргономический комикс


«Испорченный телефон» информатизации

Это бродячий сюжет на тему взаимонепонимания, столь частого при создании сложных технических систем.

Суть техноязыка в том, чтобы требования заказчика максимально отражали то, что надо ему на самом деле (и что часто он не сразу может сформулировать, а традиционными средствами ещё и не в состоянии легко выразить), а далее легко превращались в алгоритм и программу без потери существенной информации.

Притча о том, как Господь Бог языки создавал1

На восьмой день Творения, когда мир уже был создан, Господь приступил к разработке формальных языков. И тут произошло нечто удивительное.

Поскольку больше всего я люблю программистов, – заявил Всевышний, – специально для них я создал три тысячи прекрасных языков.

А как же остальные? – удивились референты и апостолы. – Ведь им тоже нужны свои языки,

Какие такие остальные?

Ну все остальные, кроме программистов: физики, химики, геологи, медики, энергетики, атомщики, управленцы, экономисты, биологи, юристы всякие.

Зачем им свои языки? Пусть пользуются языками программирования.

Да они их не знают.

Что значит не знают. Пускай выучат.

Наступило неловкое молчание. Наконец, апостол Павел дипломатично произнес:

Ваше Божественное Всемогущество! Поскольку Вы сами создали все языки, для Вас выучить язык программирования – раз плюнуть. Но человек слаб.

Это верно, он слаб, – подтвердил Господь.

Поэтому для среднего работника умственного труда (не программиста), у которого своих забот выше крыши, разобраться в тонкостях программирования довольно трудно.

Трудности можно преодолеть.

Можно-то оно можно. Так ведь душа не лежит, потому как – противно, а главное – зачем? Нельзя же насильно заставлять человека учить то, что ему не нужно для работы. Для большинства людей язык программирования – это "собачий" язык, а написанные на нем программы – странная окрошка из египетских иероглифов. Они непонятны никому, кроме горстки их создателей.

Что вы такое говорите! – возмутился Господь. – Сразу видно, что вы отстали от жизни. Академик Ершов учит, что "программирование – вторая грамотность". Нынче даже школьники программы освоили. А студенты их, как орехи, щелкают. Запомните: программирование должны знать все! Это и будет общий язык для взаимопонимания между специалистами. И никаких других языков не нужно. Все. Совещание окончено. Выполняйте!

Проблема понимания в информатике

Какие пути ко взаимопониманию предлагает сегодня информатика? Можно увидеть это на рисунках.

Что это за пропасть?
Семантический разрыв между «символическим» и «предметным». Его нужно преодолеть, чтобы автоматизировать решение задачи.

А что это такое?
— «Символическое» - значит понятное человеку. «Предметное» - значит написанное для машины.

А кто это лёг через пропасть?
— Программист. Он превращает пожелания пользователя, «непонятные» машине, в указания машине, непонятные уже пользователю.

Неужели нет более человечного способа решать задачи при помощи машин?
— Визуальные методы формализации (строгий - такой, как шампур-метод и нестрогий — такой, как КогниСтиль) помогают преодолеть этот разрыв. Тогда программист и пользователь могут стать союзниками в решении.



Маленький когнитивно-эргономический комикс

Здесь картинками из /1/ проиллюстрированы изменения, происходящие в информатике (не только теоретической, но самой что ни на есть практической) в связи с "выходом в свет" ДРАКОНа и вообще с "человеческим" подходом к умственному труду.

Отличный мозг! Но в чем дело?
Почему он так медленно работает?

За что его наказали?
Это разработчик языков, но все его языки ужасно неудобные и трудные.
Он признал свою ошибку?
О, да! Теперь он говорит: чем лучше язык, тем лучше работает мозг.

О чем говорит вещий голос?
Информационные технологии, игнорирующие проблему диосцен, будут отмирать.



В начало страницы | Оглавление | Главная

Copyright © Жаринов В.Н.
Рисунки © Пьяных Н.В., Ульянов С.А.

1Паронджанов В.Д., 2001. – С. 23.

Hosted by uCoz