Драконографика

Д Р А К О Н О Г Р А Ф И К А

Вместо предисловия, или «холодный старт»

Здесь указываются некоторые основания применения техноязыка как части языкового базиса качественной (эффективной и надёжной, «гарантоспособной») деятельности людей.


Содержание

Информационный стресс и «интеллектуальный терроризм»

Гуманитарная постановка задачи

Компьютерная мифология: облегчают ли компьютеры умственный труд?

Что такое интенсификация интеллекта?


Информационный стресс и «интеллектуальный терроризм»

В /1, с. 14-19/ утверждается:

«Будущее человечества, самое его выживание прямо зависит от роста его интеллектуальных возможностей. Однако требование всемерного развития человеческого интеллекта, максимальной интенсификации его работы во многих случаях наталкивается на жесткое препятствие, имя которому — информационный стресс. Именно в этой точке, как молния из искры, вспыхивает проблема интеллектуального терроризма, которой, к сожалению, часто пренебрегают, считая ее второстепенной, а то и вовсе несуществующей. Впрочем, так думают не все.

Некоторые ученые полагают, что информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения — все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

Стресс и вызываемые им расстройства оказывают огромное влияние на жизнь и здоровье современного человека. Стресс коварен. С одной стороны, для возникновения его вредных последствий совсем не требуется, чтобы воздействующий фактор был чрезвычайно сильным и необычным. Установлено, что обычный и заурядный фактор (такой, как дефицит времени) может оказать очень сильное стрессовое воздействие. С другой стороны, стресс может привести к общему истощению организма и даже к смерти.»

Далее вводится понятие «интеллектуального терроризма». Оно требует уточнения, введённого здесь.

Гуманитарная постановка задачи

В /1, с. 14-19/ утверждается:

«Необходимо коренным образом изменить ситуацию, добиться кардинального улучшения форм и методов умственной работы, научиться решать более сложные интеллектуальные задачи с более высоким качеством за меньшее время и без ущерба для здоровья.

Интеллектуальная безопасность цивилизации — комплексное свойство глобальной интеллектуальной деятельности людей, позволяющее, во-первых, своевременно решать все более сложные интеллектуальные задачи, обеспечивающие устойчивое развитие цивилизации, во-вторых, защитить человеческий мозг от опасных и вредных для здоровья перегрузок, сводя их к минимуму или полностью исключая.

Принцип "сначала калечим, потом лечим" неэффективен ни с экономической, ни с медицинской точки зрения. Поэтому мы выдвигаем другой принцип: система "наука + образование" не должна быть вредной для здоровья.

...

Коренная перестройка науки и образования на основе создания нового поколения интеллектуальных средств с целью ликвидации негативных проявлений интеллектуального терроризма — беспрецедентная по сложности задача. Вообще говоря, пока еще совершенно не ясно, поддается ли она решению, а если поддается, то в какой степени. Однако цель настолько важна и благородна, что стоит провести специальное исследование для более глубокого изучения проблемы.»

К настоящему моменту о проведении таких исследований не известно. Однако задача подобным образом уже ставится. Так, В.Б. Рябовым при установлении качества трудовых (бизнес-)процессов в рамках созданной вместе с коллегами т.н. гуманитарной технологии организационного проектирования и развития в перечень показателей качества включены как временные, так и энергетические затраты1. При этом не устанавливается ограничение вида энергии только физической, что было характерно для традиционной науки о труде, начиная с Ф.У. Тейлора.

Компьютерная мифология: облегчают ли компьютеры умственный труд?

В /1, с. 14-19/ утверждается:

«Чтобы избежать опасных для здоровья перегрузок, надо уменьшить интеллектуальную нагрузку на человеческий мозг. С другой стороны, развитие цивилизации приводит к усложнению интеллектуальных задач и непрерывному увеличению их количества, что предъявляет к мозгу постоянно растущие требования. Как разрешить это противоречие? Можно ли выполнить два противоположных требования — облегчить работу мозга и одновременно увеличить его умственную продуктивность?

Иногда говорят, что компьютеризация и автоматизация умственного труда снимают эту проблему. Это неверно. Использование компьютеров не приводит к уменьшению напряженности умственной деятельности, поскольку вместо одних заданий (которые удалось переложить на компьютер), человеческий мозг чаще всего получает множество новых задач, так что его суммарная нагрузка не уменьшается и даже возрастает.

... Психолог М. Ярошевский отмечает: "Успехи кибернетики, все расширяющиеся перспективы передачи техническим устройствам поддающихся формализации умственных операций, которые раньше поглощали значительную часть интеллектуальных усилий ученого, резко повышают требования к формированию его способностей производить такие действия, которые не могут совершаться компьютерами"2. Большинство ученых признает, что информационная технология — самая сложная из всех известных технологий, а некоторые даже утверждают, что использование компьютеров приводит к усилению эксплуатации нервной энергии трудящихся и в ряде случаев "отрицательно влияет на развитие мыслительных процессов"3

Здесь следует понимать, что упрощение технологий и систем возможно, если следовать не узко понимаемой «системотехнике», а целостному системному подходу. Т.е. начинать упрощение надо не с языков, а с теории систем. Которая определит и нужные формы представления и конкретные языки в зависимости от условий применения.

Что такое интенсификация интеллекта?

В /1, с. 14-19/ утверждается:

«На наш взгляд, для решения поставленной задачи следует перейти от экстенсивной умственной деятельности к интенсивной. Поясним термины. Деятельность называется экстенсивной, если скорость, с которой мозг решает задачи, предполагается относительно неизменной, а выполнение сложной работы в сжатые сроки достигается за счет уплотнения рабочего времени и удлинения рабочего дня. Это означает, что человек работает на износ — по 12, 16 или 20 часов в сутки, причем перерывы для отдыха сокращаются почти до нуля ("бутерброд перехватить некогда!"). Если сотрудник, действуя в таком режиме, выполняет работу досрочно и с высоким качеством, его называют интеллектуальным героем и ставят в пример: он сделал невозможное!

... При интенсивной умственной деятельности своевременное окончание задания достигается не за счет подобных варварских методов, а за счет увеличения скорости работы мозга.

Интенсификация интеллекта совокупность интеллектуальных, приемов и средств, изменяющих режим функционирования человеческого мозга в благоприятном направлении, чтобы использовать его возможности "на полную проектную мощность". Указанные средства специально конструируются таким образом, чтобы одновременно улучшить работу ума за счет повышения продуктивности мозга и облегчить умственный труд путем минимизации интеллектуальных затрат на единицу получаемых интеллектуальных результатов.

Вообще говоря, эта идея не нова — на протяжении всей истории человечество безостановочно изобретало новые интеллектуальные средства, улучшающие и облегчающие работу ума. Однако делалось это в значительной степени неосознанно, отчасти вслепую и во многом стихийно. Задача состоит в том, чтобы этот процесс превратить в ясный, осознанный, целеустремленный, управляемый и, самое главное, массовый.»

В то же время стихийность развития не случайна. Она во многом определяется индивидуальной и коллективной психологией. Поэтому для внедрения теории такого рода (как и для её разработки) необходимо сначала иметь теорию самой умственной деятельности. В настоящее же время таких теорий не одна, и результаты их приложения м.б. различными. Как пример можно ознакомиться с подходом, заявленным здесь. Можно сделать вывод, что из такого подхода вытекает самостоятельная стратегия интенсификации интеллекта.

В начало страницы | Оглавление | Главная

Copyright © Жаринов В.Н.
Рисунки © Пьяных Н.В., Ульянов С.А.

1См. в: Рябов В.Б. Гуманитарная технология организационного проектирования и развития. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - пп. 4.2, 5.3.

2Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. М. Наука, 1987. С. 10.

3Трофимов Ю. Л. Техническое творчество в САПР. (Психологические аспекты) Киев: Вища школа, 1989. С. 6.